slider

О НАЛОГЕ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД ПРИ ДОБЫЧЕ УГЛЕВОДОРОДОВ

15.04.2018

Рассматривается концепция проекта федерального закона о налоге на дополнительный доход при добыче углеводородов (НДД), внесенного Правительством Российской Федерации, и его место в решении задач увеличения нефтеотдачи.

В послании к Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин как одну из основных угроз национальной безопасности указал на возможность технологического отставания. В этой связи следует обратить внимание на опасное текущее технологическое отставание российской нефтегазодобывающей отрасли в сфере повышения нефтеотдачи. 
В большинстве нефтегазодобывающих странах мира воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородов осуществляется двумя равнозначными направлениями:
- геологическое изучение недр;
- повышение нефтеотдачи; 
В России второе направление представлено всего несколькими инвестиционными проектами апробации и внедрения методов увеличения нефтеотдачи (МУН), реализуемых отечественными нефтегазовыми компаниями практически за счет внутренних ресурсов без необходимых налоговых и иных льготах. 
Как известно, рациональность добычи нефти оценивается коэффициентом извлечения нефти (КИН), равным отношению объема добытой нефти к объему геологических запасов месторождения. При этом используются три взаимосвязанных показателя КИН: проектное значение, текущее значение и итоговое значение. За последние четверть века проектное значение КИН в основных нефтегазодобывающих странах увеличилось с 0,3 до 0,5-0,6, то есть практически в два раза. Одновременно в России проектное значение КИН снизилось с достигнутого в СССР уровня 0,5 до заурядного 0,3, что свидетельствует о нашем технологическом отставании в указанной сфере.
Вместе с тем, повышение нефтеотдачи имеет стратегическое значение, так как означает: фактическое увеличение балансовых запасов нефти на разведанных и эксплуатируемых месторождениях за короткие сроки без проведения геологоразведочных работ; продление сроков жизни разрабатываемых месторождений на базе существующей промышленной и социальной инфраструктуры; сохранение ресурсов недр России для будущих поколений и новых потребностей. 
При оценке экономической эффективности МУН обычно сравнивают абсолютные и удельные затраты на апробацию, внедрение (капитальные вложения) и использование МУН (эксплуатационные затраты) с себестоимостью геологоразведочных работ. Но такое сравнение некорректно, так как к затратам на геологоразведочные работы необходимо добавить кратно большие затраты на освоение месторождения и эксплуатационные затраты на добычу. Тогда многие МУН, которые пока считаются малоэффективными, фактически окажутся высоко рентабельными. 
Мало того, сегодня в России разработаны принципиально новые, высокоэффективные методы увеличения нефтеотдачи с удельными затратами на тонну дополнительно извлекаемой нефти, в несколько раз ниже удельных затрат на геологические поиски, разведку, освоение и добычу тонны нефти традиционными методами. Но их апробация и внедрение со стороны государства пока никак не поощряется. 
Увеличение нефтеотдачи имеет три возможных направления:
1.Эксплуатацию малодебитных (низконапорных) скважин, что позволяет дополнительно добыть еще 15-20% углеводородов к добытым;
2. Применение методов увеличения нефтеотдачи, как специальных физико-химических воздействий на пласт, что позволяет извлечь еще до 
70-80% нефти в дополнение к добытым традиционными методами; 
3. Разработка трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ), разработка которых без применения МУН практически невозможна при том, что их запасы превышают объемы традиционных рентабельных запасов. 
В настоящее время в России не используется от 30 до 40 тыс. малодебитных нефтяных скважин, эксплуатация которых в рамках существующей налоговой нагрузки убыточна, а предусмотренные налоговые льготы ограниченны и недостаточны. Вместе с тем, в США и других странах используется широкий спектр налоговых и иных льгот, позволяющих использовать практически все скважины, дающие хоть какой- нибудь объем нефти. 
Для вовлечения в разработку малодебитных скважин, то есть реализации первого самого простого направления увеличения нефтеотдачи, Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект федерального закона № 325651-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)». Суть законопроекта – введение налога на дополнительный доход (НДД), по ставке 50% с целью изъятия части сверхприбыли для высокорентабельных месторождений и снижение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для низко рентабельных объектов (рис. 1, А).

В 2015 г. Дума ХМАО вносила аналогичный законопроект, в котором НДПИ включался в НДД и его ставка была увеличена до 60%, что вместе с налогом на прибыль составляло налоговую нагрузку 80% при схожих налоговых изъятиях (рис. 1, В). В 2004 г. группой ученых (ИГиРГИ, ВИЭМС) предлагался другой вариант, когда компания получала бы среднеотраслевую прибыль, изменяемую в зависимости от экономических показателей добычи сравнительно с проектом разработки, а все остальное изымалось бы в пользу государства. При этом в состав НДД входили НДС, НДПИ и налог на прибыль (рис. 1,С).
По оценкам экспертов принятие законопроекта Правительства Российской Федерации позволит вовлечь в эксплуатацию до 50 процентов простаивающих нефтяных скважин, принятие законопроекта ХМАО позволило бы вовлечь в эксплуатацию до 70 процентов таких скважин, а реализация механизма, предложенного ИГиРГИ и ВИЭМС позволила бы добывать нефть практически их всех простаивающих скважин.
Несмотря на меньший диапазон варьирования налоговых льгот (стрелки справа) и большое количество замечаний редакционного и технического характера, законопроект Правительства Российской Федерации заслуживает поддержки для ускорения процесса апробации новых механизмов налогообложения. 
При подготовке проекта федерального закона № 325651-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)» ко второму чтению целесообразно учесть следующие замечания и предложения:
1. Рассмотреть возможность исключения зависимости ставок налогов НДПИ и НДД при добыче нефти от мировых цен и курса доллара США путем введения понятия «цена нефти для целей налогообложения»;
2. Предусмотреть увязку границ участков недр пилотных проектов с границами горных отводов, указанных в приложениях к лицензиям на право пользования недрами с целью разведки и добычи углеводородного сырья на соответствующих участках недр;
3. Рассмотреть возможность сокращения объема и повышения информативности таблиц участков недр пилотных проектов, в том числе:
а) заменой перечня координат узловых точек перечнем номеров лицензий с указанием недропользователей, месторождений (залежей) и их административно-территориальной принадлежности;
б) введением ограничений для отдельных территорий на суммарную добычу с участков недр, включенных в пилотные проекты, с предоставлением полномочий Минэнерго России и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для распределения соответствующих квот по конкретным месторождениям.
4. Рассмотреть возможность введения нулевой ставки НДПИ для малодебитных скважин с компенсацией выпадающих доходов за счет повышения ставки НДД с 50 до 60 процентов;
5. Рассмотреть возможность выдачи недропользователям участков недр, включаемых в пилотные проекты, соответствующих патентов Минфина России о праве на применение специального налогового режима с НДД при добыче углеводородного сырья; 
6. Принять во внимание замечания и предложения Комитета Государственной Думы по энергетике (заключение от 20 декабря 2017 г. № 3.25-5/51);
7. Рассмотреть целесообразность оформления проекта федерального закона № 325651-7 отдельным федеральным законом для оперативной корректировки отдельных правовых норм по результатам апробации на пилотных проектах с последующим включением после доработки отдельной главой в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации.
Наряду с принятием указанного выше закона о НДД Экспертный совет при Комитете Совета Федерации по экономической политике на своем заседании 19 декабря 2017 г. рекомендовал следующие основные мероприятия для повышения нефтеотдачи: 
1. Назначение органа исполнительной власти (министерства), ответственного за увеличение нефтеотдачи, и возрождение Государственной программы увеличения нефтеотдачи, выполняемой в 1985 - 1992 годах под эгидой Миннефтепрома СССР, позволившей увеличить КИН с 0,3 до 0,5;
2. Подчинение Государственной комиссии по запасам (ГКЗ) и Центральной комиссии по разработке (ЦКР), как органов учета и управления стратегически важными ресурсами, непосредственно Правительству Российской Федерации;
3. Создание научно-производственных полигонов для апробации и совершенствования новых методов увеличения нефтеотдачи;
4. Внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части введения налоговых льгот для :
- эксплуатации малодебитных (низконапорных) скважин;
- инвестиционных проектов внедрения МУН;
- добычи трудноизвлекаемых запасов углеводородов. 
5. Передачи полномочий по мелким объектам углеводородного сырья, включая участки недр с малодебитными (низконапорными) скважинами и остаточными запасами, субъектам Российской Федерации.

Принятие соответствующего закона о НДД, его вступление в действие с 1 января 2019 года и дальнейшее совершенствование, наряду с другими необходимыми организационными и законодательными мерами повышения нефтеотдачи, позволит в короткие сроки ликвидировать технологическое отставание в сфере разработки нефти, газа и газового конденсата.
Ю.И. Важенин, 
Б.В. Хакимов